
ТОСы являются помощниками местных властей, индикаторами эффективности принятых на местном уровне решений, реализации социальных программ. ТОСы помогают муниципальным образованиям выявлять те или иные проблемы в организации жизнедеятельности территорий, расположенных в границах муниципальных образований, позволяют вовлекать граждан в решение социально-экономических проблем территорий, позволяют эффективно выстраивать и поддерживать диалог общества и государства. Иными словами, ТОСы являются важным элементом гражданского общества.
ТОС - это первичная, наиболее простая, близкая и понятная для населения форма решения местных проблем, затрагивающих и индивидуальные, и коллективные интересы граждан. ТОС обеспечивает связь общества с органами местного самоуправления, а через них и с государством.
ТОС является проводником народной инициативы. Правовые основы деятельности ТОС устанавливаются Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ст. 27 Федерального закона, территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется самоуправление, устанавливаются представительным органом муниципального образования по предложению населения, проживающего на данной территории. Самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населённый пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
ТОС нужен для того, чтобы быстро и результативно решать локальные проблемы жителей, которые затруднительно разрешить с помощью стандартных механизмов государственного и муниципального управления.
Для того, чтобы создать ТОС, необходима инициативная группа, состоящая не менее чем из трёх человек, которая в письменной форме информирует представительный орган, главу местной администрации муниципального образования о своём решении по образованию ТОС и представляет план (схему) территории, на которой образуется ТОС, с указанием ее границ.
Затем инициативная группа проводит собрание или конференцию граждан, в зависимости от числа проживающих на территории жителей. На собрании (или конференции) принимается устав ТОСа, определяются его границы, избирают совет ТОС и председателя.
Далее ТОС проходит регистрацию. Если ТОС в соответствии с его уставом не является юридическим лицом, его устав регистрируется в муниципальном образовании. Если ТОС в соответствии с его уставом является юридическим лицом, то оно подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. После регистрации устава ТОС может приступать к работе.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», территориальное общественное самоуправление может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Если ТОС в соответствии с его уставом не является юридическим лицом, его устав регистрируется в муниципальном образовании. ТОСы, являющиеся юридическими лицами, имеют больше возможностей для привлечения дополнительных финансовых средств на развитие своей территории.
При создании ТОС за помощью можно обратиться в органы местного самоуправления муниципального образования.
Органы ТОС:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
В целях представления интересов населения, проживающего на соответствующей территории, территориальное общественное самоуправление вправе:
1) проводить информационно-разъяснительную работу с населением, а также опросы в целях изучения общественного мнения;
2) организовывать мероприятия по санитарной очистке, благоустройству и озеленению места проживания, сооружению детских и спортивных площадок, организации мест отдыха;
3) организовывать мероприятия по сбережению и экономии питьевой воды, обустройству и охране водоемов, родников, артезианских скважин;
4) обращаться с инициативой в местную администрацию муниципального образования по формированию планов мероприятий по социально-экономическому развитию территорий, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, участвовать в подготовке и реализации указанных планов мероприятий, социальных программ, затрагивающих интересы жителей территории, осуществлять общественный контроль за исполнением указанных планов и программ;
5) содействовать в организации взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с жителями муниципального образования;
6) содействовать в организации взаимодействия органов местного самоуправления с собственниками помещений в многоквартирных домах муниципального образования;
7) осуществлять взаимодействие с советами многоквартирных домов;
8) содействовать в проведении мероприятий по предупреждению правонарушений, охране общественного порядка, обеспечению пожарной безопасности;
9) содействовать в организации проведения оплачиваемых общественных работ на соответствующей территории и принимать участие в их проведении;
10) участвовать в разработке проектов муниципальных программ соответствующего муниципального образования и реализации мероприятий, предусмотренных указанными программами;
11) вносить предложения в органы местного самоуправления по вопросам местного значения, затрагивающим интересы населения соответствующей территории;
12) участвовать совместно с органами местного самоуправления в обсуждении вопросов в области градостроительной деятельности в соответствии с действующим законодательством;
13) вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов;
14) вносить предложения по созданию условий для организации досуга, массового отдыха граждан, привлекать на добровольной основе население соответствующей территории к участию в организуемых культурно-массовых мероприятиях;
15) содействовать органам местного самоуправления, общественным и иным организациям, гражданам и их объединениям в проведении благотворительных акций;
16) вносить предложения по созданию условий для развития на соответствующей территории массовой физической культуры и спорта, привлекать на добровольной основе население соответствующей территории к участию в организуемых спортивных мероприятиях;
17) создавать объединения (фонды, союзы, ассоциации) с другими территориальными общественными самоуправлениями;
18) участвовать в публичных слушаниях, проводимых органами местного самоуправления;
19) участвовать в решении других вопросов в соответствии с действующим законодательством.
